«Семена-самоубийцы», также известные как «технология Терминатор» могут завтра появиться на поле ваших соседей. Это – семена генетически измененных растений, специально «настроенные» так, чтобы их нельзя было использовать для посевной следующего года. Они либо умирают к моменту сбора урожая (это называется ограничительной генетической технологией, ОГТ), либо нуждаются в обработке специальными химикатами перед посевом, иначе не давая всходов или лишаясь определенных ценных свойств (это технология ограничения генетических свойств – ОГТС). А это значит, что фермер вынужден либо вновь закупать семена у компании-производителя, либо приобретать у нее необходимые химикаты.
В 2000 году Конвенция о биологическом разнообразии ООН наложила всемирный мораторий на использование «технологии Терминатор».
Решение V/5, III, параграф 23 рекомендует «в условиях отсутствия надежных данных об использовании генетических ограничительных технологий», на основании которых можно было бы оценить потенциальные риски, не допускать полевых исследований и коммерческого использования продуктов, содержащих подобные технологии. Мораторий должен действовать до тех пор, пока не будут получены достоверные и прошедшие строгую проверку научные данные об экологическом и социально-экономическом влиянии продуктов ОГТ и возможных более широких последствиях их использования для биоразнообразия, продовольственной безопасности и здоровья человека. Должны быть также четко определены условия их безопасного использования на благо человека.
В марте 2006 года на встрече Конвенции было решено продлить мораторий, усилив его положения.
Однако в ближайшее время «технология Терминатор» может оказаться легализованной в Бразилии, где в Конгрессе находятся на рассмотрении целых два законопроекта соответствующего содержания. Голосование по ним может состояться в период между Кубком мира по футболу в июне этого года и парламентскими выборами, намеченными на начало октября. Разумеется, в случае принятия одного из этих законопроектов, бразильским дипломатам придется «действовать на опережение», чтобы избежать осуждения со стороны мирового сообщества и не быть обвиненными в нарушении моратория 2000 и 2006 года во время очередной (они проходят раз в два года) встречи Конвенции о биологическом разнообразии, которая состоится в середине октября в Корее.
Лоббисты «технологии Терминатор» сегодня прикладывают все возможные усилия, чтобы убедить общественное мнение в том, что «самоубийство семеня» – это вовсе не способ получения сверхприбылей, а попытка защитить биоразнообразие, гарантировав нескрещиваемость, и обеспечить биологическую безопасность, предохранив растения, предназначенные в пищу, от смешивания с т.н. «биогенераторами» (например, с сахарным тростником, специально генетически модифицированным для получения пластиков, биотоплива, фармакологических препаратов и т.п.), которые в противном случае могут попасть в пищу.
Общий ужас от возможных последствий легализации «технологии Терминатор» в Бразилии выразился в 69 000 подписей активистов и организаций под петицией против принятия зловещих законов. Особый шок происходящее вызывает потому, что именно Партия трудящихся, находящаяся сегодня у власти в стране, была одной из движущих сил сопротивления попыткам корпораций добиться отмены моратория на ОГТ в 2006, когда Конвенция собиралась в бразильском городе Куритиба.
В начале нового тысячелетия три крупнейшие корпорации, занимающие 54% мирового рынка семян («Monsanto», «DuPont» и «Syngenta») были вынуждены публично взять на себя обязательство не вводить «технологию Терминатор» в коммерческий оборот. Несмотря на это, крупнейшие производители семян и некоторые государственные компании, занятые биоразработками (такие как бразильская «Embrapa», тесно связанная с ведущими ТНК), продолжили исследования в области выращивания бесплодных семян, получая патенты и развивая технологии, вызывающие даже большие опасения.
В 2006 году, например, «ETC Group» выявила патентные заявки на т.н. «технологию зомби» – семена, умирающие ко времени сбора урожая, но способные к пробуждению после обработки специальными предоставляемыми компанией химикатами. Как крайняя форма «технологии Терминатор» эти семена также подпадают под действие моратория.
Пока потребители блокируют продвижение генно-модифицированных семян, и пока действует мораторий на «технологию Терминатор», корпорации ищут иные пути для извлечения прибылей. В настоящий момент в разработке находятся, по крайней мере, девять других технологий, которые компании объявляют находящимися за рамками генной инженерии и потому свободными от регулирования.
Не все эти технологии новы. Некоторые их них известны довольно давно, например, воздействие на растения гамма- или рентгеновскими лучами или химическими веществами, вызывающими мутации. Впервые все эти технологии были опробованы еще во времена холодной войны. Все они находятся в тени, не привлекая общественного внимания; все они внедрены в коммерческое использование; в отношении ни одной из них не действует адекватного регулирования.
Самая новая технология – т.н. синтетическая биология – обещает иметь самые серьезные последствия для здоровья человека и экологии, а также экономического положения фермеров, производителей продовольствия, сельскохозяйственных рабочих и потребителей.
Однако что требует немедленного внимания и самых решительных действий – это возвращение старейшей «негенетической» технологии генной инженерии – мутогенеза под воздействием гамма- и рентгеновских лучей.
Согласно данным МАГАТЭ, первыми изучать мутации организмов, вызванные этими типами излучения, начали голландские биологи еще 80 лет назад. Во времена холодной войны эти разработчики называли себя «новыми Франкенштейнами», что уже довольно много говорит как об их амбициях, так и о понимании ими рисков, связанных с их работой. Однако в 1990-х работа по выведению сортов с помощью радиации пошла на убыль и почти заглохла – на сцену вышли генно-модифицированные организмы. Но когда оппозиция ГМО набрала силу, мутации под воздействием радиации снова привлекли внимание разработчиков. В 2013 году, по оценкам «Bloomberg News», в коммерческое использование были внедрены около 3000 сортов растений, в том числе около 200 сортов злаков, выведенных с использованием этой технологии. Такие культуру занимают сегодня основные позиции на рынке итальянской пшеницы твердых сортов (используемой в производстве макарон), на рынке сои и риса в Китае и Юго-Восточной Азии, а также иммунной к ржавчине пшеницы Восточной Африки. В прошлом году разработкой и выращиванием сортов, выведенных при помощи радиационных мутаций, занимались в 31 стране – на 4 больше, чем генно-модифицированных организмов. В 2004 году Американская национальная академия наук выступила с заявлением, что технология радиационных мутаций требует не менее, а может, и более жесткого регулирования, чем «обычные» ГМО, поскольку гамма-лучи вызывают большее число мутаций, чем пересадка генов в биотехнологии.
Будущее «технологии Терминатор» может измениться после октябрьских выборов в Бразилии. Эта и другие новые биотехнологии могут и станут предметом рассмотрения на Конвенции по биоразнообразию. Возможно, к ним тоже будет применен Картахенский протокол. Также необходимо, чтобы эти технологии были рассмотрены Комитетом по глобальной продовольственной безопасности ООН, встреча которого также пройдет в октябре этого года в Риме. |