Законом РФ от
07.02.92 № 2300-11«О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав
потребителей») определено понятие исполнителя услуг: исполнитель - организация
независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный
предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по
возмездному договору.
В сфере оказания
жилищно-коммунальных услуг понятие исполнителя конкретизировано Правилами
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила предоставления
коммунальных услуг), которыми установлено, что "Исполнитель" - это
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также
индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги,
производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за
обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых
потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем
могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья,
жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский
кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом
собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая
коммунальные ресурсы.
Под управляющей
организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой
формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным
домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Под
ресурсоснабжающей - юридическое лицо независимо от организационно-правовой
формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу
коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ,
бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для
предоставления коммунальных услуг).
Законодательством
установлен порядок размещения информации об исполнителе услуг, в том числе в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.
1. Сведения о
фирменном наименование (наименовании) организации, месте ее нахождения (адресе)
и режиме ее работы размещаются на вывеске организации в соответствии со ст. 9
Закона РФ «О защите прав потребителей».
2. Сведения об
исполнителе услуг, а именно о наименовании, месте нахождения (адресе его
постоянно действующего исполнительного органа), о государственной регистрации,
режиме работы, фамилии, имени и отчестве руководителя, а для индивидуального
предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и
наименование зарегистрировавшего его органа, помимо вывески организации
указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных
во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на
котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений,
расположенных вблизи жилых домов в соответствии с п. 49п) Правил предоставления
коммунальных услуг.
3. Сведения о наименовании
исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и
отчества индивидуального предпринимателя), номере его банковского счета и
банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов,
номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в
информационно-телекоммуникационной сети общего пользования указываются в
платежномдокументе в соответствии с п. 38 б) Правил предоставления коммунальных
услуг.
В соответствии со
ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать
предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе
(исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах,
услугах).
Изготовитель
(исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное
наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и
режим ее работы.
В случае
ненадлежащаего и несвоевременного информирования потребителя об исполнителе
услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо обратиться в
организацию, с которой потребитель состоит в договорных отношениях (управляющую
организацию, ресурсоснабжающую и т.д.) с претензией, составленной в 2-х
экземплярах с требованием предоставления полной и достоверной информации об исполнителе
услуг.
Претензия может
быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также
вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) с отметкой о вручении на
экземпляре потребителя.
При отказе в
удовлетворении требованийпотребителя, он вправе обратиться в:
1) контролирующие
органы:
- в Управление
Роспотребнадзора по Ленинградской области (г.Санкт-Петербург. ул.Ольминского,
д.27) по вопросам обеспечения соблюдения законодательства РФ о защите прав
потребителей, регулирующего взаимоотношения между гражданином, пользующимся
услугами для личных нужд, и юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, оказывающим эти услуги;
- в органы
прокуратуры.
2) суд с исковым
заявлением.
В суде может быть
предъявлено дополнительно требование о компенсации морального вреда на
основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Иски о защите
прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
•нахождения организации, а если
ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
•жительства
или пребывания истца;
заключения или
исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из
деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд
по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст. 17 Закона РФ «О
защите прав потребителей»).
При обращении с
иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по
делам, связанным с нарушением их прав (ст. 89 ГПК РФ, п. 3 ст. 17 Закона РФ «О
защите прав потребителей»).
В соответствии со
ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управление
Роспотребнадзора по Ленинградской области может быть привлечено судом или по
инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты
прав потребителей.