Павел Глоба
"Учение древних ариев"
В ряде индийских
источников прекрасная мифическая страна, прародина индоариев, называется
«Арья-Варта» («Aryavarta»), что означает «Круг Ариев». В своем первоначальном
варианте, то есть в ведийскую эпоху, слово «ari» обозначало «чужак, пришелец,
иноземец». Последовавшее за ним ведийское «arya» (арий) имело несколько
значений и в разные времена интерпретировалось по-разному: «имеющий отношение к
пришельцам», «благосклонный к пришельцам», «гостеприимный», а позднее –
«хозяин, человек благородного происхождения, свободный». Эти свидетельства
указывают на миграцию в Индостан пришлых племен, занявших на новой родине
особое социальное положение.
По мнению ряда
ученых арийские племена двигались либо из южнорусских степей через Кавказ, либо
из южнорусских степей в Среднюю Азию, а оттуда уже в Иран и Индию. В этой связи
некоторые исследователи пытаются соотнести между собой сходные археологические
культуры того времени, в частности, южно-уральскую андроновскую культуру
«степного типа» с хараппской культурой Индии, возникшей более четырех тысяч лет
назад в бассейне Инда. Но единого мнения по этому вопросу все еще не
установлено: одни доказывают древность и автохтонность индийской культуры,
сложившейся задолго до появления арийских племен, другие связывают появление
Хараппы с арийскими племенами, как результат первой волны индоевропейской
колонизации. Возраст Хараппы имеет очень широкие рамки: от 3200 лет до н.э.
(предхараппские поселения) до 1700 лет до н.э. (заключительные этапы жизни
хараппских городов).
За это время, конечно же, могло произойти очень сильное смешение и наслоение
различных культур, как самобытных, так и привнесенных, что не дает возможности
однозначно ответить на поставленный вопрос. По мере расселения на индийских
землях арии вступали во взаимодействие с местными племенами, различающимися как
культурно, так и социально. Их взаимовлияние друг на друга было столь сильным,
что к середине I тыс. до н.э. культура этой территории Индии представляла собой
синтез арийских традиций и местных этнокультурных групп. По мнению известного
исследователя данной проблемы, историка К. А. Нилаканта Шастри хараппская
цивилизация была по характеру ведийской, хронологически соответствующей не
Ригведе, а Атхарваведе, которая намного моложе первой.
Ведийские
сочинения в отличие от иранской Авесты складывались в течение более длительного
периода и формировались в различной этнической среде, по-видимому, не всегда
достаточно грамотной и правильно передающей суть арийских знаний, в связи с
чем, ведийские тексты, зачастую противоречащие друг другу, вызывают
многочисленные споры. Примером тому может стать принципиально различное
наименование божественных существ и демонических порождений. Так, у иранцев
ахуры – это боги, а дэвы – демоны; у индийцев же наоборот: дэвы являются
богами, а асуры – демонами.
Строгое разделение
на богов и демонов по их принадлежности к силам света и тьмы, изначально
присущее ариям и сохранившееся у иранцев, у индусов приняло весьма расплывчатые
очертания, а впоследствии и вовсе инвертировалось.
И все же значение
ведийской литературы огромно, поскольку она дает представление об историческом
периоде, связанном с расселением на территории Северной Индии индоарийских
племен, их общественном строе, культуре, традициях и эволюции. Самой ранней и
наиболее важной из книг индоариев считается Ригведа – антология гимнов,
обращенных к богам, собрание молитв и мифологических сюжетов.
Как единый памятник ведической культуры, Ригведа складывалась уже на территории
Индии, но, опять же, отдельные ее тексты связаны не с индийской землей, а с
территориями, по которым двигались индоарийские племена, а также с теми
местами, что лежат у истоков арийской цивилизации. Данные, полученные в
результате исследования Вед, вновь позволяют говорить о северной прародине
ариев, расположенной в приполярных областях Евразии, что подтверждает версию об
индоариях, как «имеющих отношение к пришельцам», причем именно с северных
территорий.
|