Многочисленные
свидетельства и данные современных исследований все больше убеждают ученых в
правомерности утверждений древних о существовании в незапамятные времена высокоразвитой
цивилизации на Севере, давшей толчок к развитию индоевропейской культуры. В
этом отношении культура кельтов, имеющая северные корни, не является
исключением. Р. Генон, проанализировав символизм образов кельтской
религиозно-мифологической традиции, сделал вывод о прямой связи культуры
кельтов с примордиальной (изначальной) традицией человечества, которой он
приписывал гиперборейское, полярное происхождение.
Знание древней цивилизации крупицами рассыпано в древнейших письменных
источниках. Кельтские и скандинавские саги, греческие оды, авестийские тексты и
индийские гимны открывают ищущим страницы древней мудрости, возвращающей нас к
единому первоисточнику – тысячелетней мифологической и религиозной традиции,
пришедшей из древней Арктиды.
Не менее
любопытными являются записи под названием «Ахбар аз-Заман» некоего восточного
повествователя, который говорит о том, что славяне «исповедуют религию
огнепоклонников и поклоняются Солнцу... и они поклоняются звездам, и они
обладают большим умом и тонкостью в каждой отрасли искусства... и у них имеется
семь праздников в году, которые именуются по названиям звезд, и самый главный
из них – это праздник Солнца». (В. Г. Крюков «Сообщения анонимного
автора «Ахбар аз-Заман» («Мухтасар ал-аджаиб») о народах Европы».)
Любой, кто знает
календарь древних славян, наверняка, их перечислит, выбрав главные семь. Ну, а
тот, кто знаком с религией зороастризма, наиболее полно сохранившей традиции
древних ариев, может провести иную параллель, предположив, что речь идет о семи
гахамбарах, главным из которых является Ноуруз – рождение нового солнечного
года. Семь праздников «именуются по названиям звезд», что может соответствовать
Творцу Ахура-Мазде и шести Амеша-Спента, символически связанных с семью
звездами Большой Медведицы.
Еще более убедительными свидетельствами астрономических и эзотерических знаний
славян, а также их жизни, подчиненной Космическому Закону, являются записи
другого восточного историка – Масуди, жившего в X веке: «В славянских краях
были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о
которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире. Об этом здании
существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его
камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о
том, что по-строено в этих отверстиях для наблюдения над восходом Солнца, о
положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые
указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением,
о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании
этих звуков» (А. Я. Гаркави «Сказания мусульманских писателей о славянах и
русских»). К сожалению, в тексте нет точного указания на место
расположения этого храма и время его построения, археологами он тоже пока не
обнаружен, но подвергать сомнению данные слова вряд ли стоит, ведь уже найдены
подобные города-обсерватории (Аркаим, Стоунхендж).
Не исключено, что
с введением христианства на Руси столь уникальный памятник древнеславянской
культуры был просто-напросто варварски разрушен как языческое капище. Или же,
подобно Аркаиму, на время «ушел под землю», и данная страница славянской
истории еще ждет своего исследователя. Но, может быть, «одна из высоких гор в
мире», о которой идет речь, и есть та самая гора, известная в других
мифологических текстах, как гора Меру, что снова указывает на районы крайнего
русского Севера – конечно же, в мифологическом смысле слова.
Как бы там ни
было, бесспорно другое – на территории Древней Руси существовало
профессиональное жреческое сословие, искусно владеющее математикой, геометрией,
астрономией, и, конечно же, такой системой знаний, как астрология, поскольку
речь идет о предсказании будущего. А, возможно, выражение «и знаках, отмеченных
в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий
пред их осуществлением» указывает не только на астрологические знаки, но и на
рунические письмена, ведь руны являются именно знаковой системой предсказаний,
причем более распространенной именно в северных странах.
Памятником палеоастрономиии можно назвать еще одно археологическое открытие. В
долине реки Ангары во время раскопок сибирского памятника верхнего палеолита
была обнаружена редкостная находка – пластинка с нанесенным на нее уникальным
календарем, учитывающим перемещение по небу не только Солнца и Луны, но также и
Меркурия, Венеры, Марса, Сатурна и Юпитера; установленный возраст этого
календаря – более 24 тысяч лет! (В. Е. Ларичев «Мудрость змеи»).
На другой стоянке времен неолита, расположенной на берегу Бологовского озера,
были найдены два камня с изображениями созвездий Большой Медведицы и Плеяд (Д.
О. Святский «Очерки истории астрономии»)
В дополнение к
теме о поселениях ариев на русском Севере, следует отметить еще два величайших
памятника эпохи неолита – Онежское святилище и Оленеостровский могильник.
Открытые в 1848 году онежские петроглифы – около шестисот самых разнообразных
знаков, расположенных группами и поодиночке, выполненных кремниевым долотом на
отполированных прибрежных скалах – вызвали сенсацию во всем мире. Необычность
рисунков (человечки, орудия труда, эпизоды охоты и рыбной ловли, изображения
животных и птиц, как реальных, так и фантастических), сложность отдельных
композиций, оживляющая изображения игра света и тени, а также тайна
происхождения рисунков – буквально все пробуждало интерес ученых.
После тщательного
изучения исследователями был сделан вывод: «онежские полотна» создавались
человеком неолитической эпохи примерно во II тысячелетии до нашей эры. Но самым
невероятным было поистине волшебное свойство древних наскальных изображений,
связанное с оживлением рисунков под воздействием солнечных лучей. Когда Солнце
опускалось за горизонт, на короткое время (буквально 10-15 минут) под его
косыми лучами невзрачные и плохо различимые до того наскальные изображения
вдруг оживали. Например, рыба виляла хвостом, лебеди покачивались, сидящие в
лодке гребцы начинали шевелить веслами, бегущий лось семенил ногами, а разложенный
неподалеку костер сверкал искрами.
Древний художник
умело использовал физические свойства гранита, имеющего зернистую
кристаллическую структуру и способность кристаллов гранита отражать лучи света.
Прибрежные скалы получали двойное освещение: прямое от Солнца (снижавшееся к
горизонту светило посылало свои лучи под разными углами, поэтому работали то
одни, то другие грани кристаллов) и отраженное зеркалом озера, в результате
чего получалось смешение световых каскадов, все время меняющихся, колеблющихся
и постепенно затухающих. Чтобы добиться такого эффекта, при выборе участка
скалы необходимо было учесть наклон и расположение стены, а также ее расстояние
от воды. Остается только восторгаться тем, какими знаниями и какой
наблюдательностью обладали эти люди!
Ученые полагают,
что район скал с петроглифами был природным храмом древних – святилищем, куда
собирались люди для совершения религиозных обрядов и церемоний, о чем писал
известный исследователь онежских наскальных рисунков
К. Д. Лаушкин: «В
районе петроглифов, являвшемся святилищем, некогда разыгрывались мистерии,
рассказывающие о победах благодетельных для человека сил над врагами рода...
Наскальные изображения, оживляемые светом заходящего Солнца, автоматически
разыгрывали сцены борьбы добрых и злых сил... Неолитические художники создали
шедевры, захватывающие дух».
По мнению исследователей, древние люди Онеги, были приверженцами космического
культа, и особенно культа Солнца, о чем свидетельствуют многочисленные
изображения дневного светила. Помимо святилища, они имели и родовую
усыпальницу. Погребение тоже было подчинено ритуалу: дно ямы обильно посыпалось
красной краской (охрой), которая отождествлялась с огнем и должна была
отпугивать демонов, в яму клали принадлежавшие умершему при жизни предметы и
амулеты. Ученым-антропологом М. М. Герасимовым был восстановлен облик древнего
обитателя тех краев – черты лица его оказались схожими с обликом древнего
европейца. Следует также отметить, что остатки мест древних поселений подобного
типа были обнаружены не только на берегах Онеги и Ладоги, но и на берегах
Белого и Баренцева морей.
Другой
интереснейший факт истории Древней Руси связан с не столь отдаленным временем и
имеет отношение к ее центральной части. Это описание трех центров Руси
языческого периода, выполненное восточными писателями X века. Так, в «Книге
климатов» восточный историк-географ Фарси пишет: «Русы состоят из трех
племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом
Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя
называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же
касается Арты, то никто туда не входит, ибо они (жители) убивают всякого
чужестранца, путешествующего по их землям; только что они спускаются по воде и
торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого
провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. Русы сожигают тела
свои, когда умирают, а с богатыми их сожигаются девушки для блаженства душ
своих. Одежда их – короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим
Булгаром, который граничит с Румом к северу» (А. Я. Гаркави «Сказания
мусульманских писателей о славянах и русах».)
Рукопись другого исследователя тех времен по имени ал-Идриси по этому поводу
сообщает следующее: «Руссов три группы. Одна из них называется рус, и царь
их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа, и царь их
живет в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется
ал-Арсания, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и
(расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой. От Куйабы до Арсы
четыре перехода и от Арсы до Славии четыре дня. И доходят мусульманские купцы
из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то согласно рассказу шейха
ал-Хаукаля туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца.
И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда
шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все
оттуда торговцы из Куйабы. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают в землю»
(А. П. Новосельцев и др. «Древнерусское государство и его международное
значение».)
Что касается Куябы и Славии, то, по мнению историков, это со-временные Киев
и Новгород (в прошлом – ильменские славяне). А вот местоположение загадочной
Арты-Арсы не определено до сих пор, но согласно второму описанию, выполненному
более подробно, считается, что расположена она была где-то в центре Руси, на
равном расстоянии между Киевом и Новгородом.
Так что же это за
такое «племя Артания», которое знали даже на Востоке, но о котором в
отечественных летописях хранится полное молчание, в то время как ведущая роль
Киева и Новгорода изложена достаточно подробно? По мнению исследователей
данного вопроса не исключено, что три главных города языческой Руси
соотносились с тремя основными сословиями, присущими, как известно, и
индоиранскому миру. Тогда Киев и Новгород разумно будет сопоставить
соответственно с торгово-производительным и военным сословиями, а загадочную
Арту, столь оберегаемую от чужеземцев, назвать городом жречества (в этом же
кроется и ответ на вопрос, почему христианские летописи хранят о нем полное
молчание!). В свою очередь, расположение жреческого города (города-храма) в
центре страны, подобно храму в центре города, подтверждает принадлежащий именно
арийской цивилизации вселенский принцип создания микрокосма на земном уровне.
Что же касается названия города – Арта, то в нем заключен еще более глубинный
смысл: с древнеперсидского «арта» означает «божественный порядок», «высшая
правда», «истина», «справедливость». Возможно, восточные географы и уделили
столь огромное внимание городу, название которого было понятно их языку и несло
в себе такой высокий смысл.
Странным и аномальным в приведенных цитатах выглядит описание убийства
иностранцев, поскольку другие восточные авторы подчеркивают исключительное
гостеприимство восточных славян. Так, например, Ибн Руст говорит о русах совсем
иное: «Гостям оказывают почет и обращаются хорошо с чужеземцами, которые
ищут у них покровительства... В случае же, если кто из них обидит или притеснит
чужеземца, помогают последнему и защищают его» ( Б. Н. Заходер «Каспийский свод
сведений о Восточной Европе».) Возможно, столь безапелляционное поведение
«жителей-хранителей» Арты по отношению к «пришлым» обосновывалось строжайшим
запретом на разглашение ведомых им тайных знаний, не говоря уже о похищении
оных. А о том, что древние русичи действительно обладали знаниями, уже
говорилось выше.
обнаруженный камень близ деревни Пневищи
Да и письменностью
славяне владели еще задолго до появления кириллицы – доказательством тому
надпись, датируемая примерно VI-VII вв. и нанесенная на Пневищенском камне,
обнаруженном в 1873 году в Могилевской губернии: «А граду прави(ть) наряд
[изображение рыбы] Одари теперь род Щека, к(ои) мог ущити (ть) роту а // Вот
княже речь дал» (М.Л. Серяков «Русская дохристианская письменность».) По
мнению исследователя, речь в ней идет о земном порядке, править который завещал
горожанам воздвигнувший камень князь, а также о прославлении рода Щеки (Щек –
брат Кия, основателя Киева), который смог защитить «роту» – порядок Вселенной.
Камень стоял на воздвигнутом из камней кургане (длиной – 30м, высотой и шириной
– по 15м), и предполагаемо содержал призыв к богам (хранителям вселенского
закона) одарить защитников праведного мироустройства.
О высоких
нравственных качествах древних русичей писал еще в начале XX века исследователь
русского этноса, известный историк-эмигрант М. В. Шахматов: «Свои
религиозные и религиозно-нравственные стремления и чаяния древнерусские люди
распространяли далеко за пределы области чистой веры... Они стремились строить
государство и власть во имя и ради Вечной Правды... По представлениям
летописей, русские люди уже с древних времен стремились к водворению «правды»
на своей земле» (М.В. Шахматов «Государство Правды».) Так не этим
ли загадочным царством Правды была древнерусская Арта – Артания?!
Бесспорно, древние славяне были мудрыми, умными, высоко-нравственными людьми, и
все попытки осквернить их историю, обличив в безграмотности и бездуховности,
выглядят тщетными.
|