Обратимся к
ведийским текстам и заключениям их исследователей за аргументами выдвинутых
предположений, которые в своем большинстве связаны все с теми же описаниями
природных явлений и климатических условий, присущих Северу.
В ведийской литературе
говорится как о равном делении года на день и ночь, так и о годе, состоящем из
десяти световых и двух теневых месяцев. Разумеется, подобные явления возможны
только в полярных областях, как впрочем, и зрелище незаходящих звезд,
вращающихся в горизонтальной плоскости. Например, в Ригведе бог Индра «поддерживает
небо и землю, как колеса повозки поддерживаются осью... и вращает отдаленную
сферу как колеса повозки». Описываемое подобным образом движение небесной
полусферы можно наблюдать лишь на Северном полюсе, и если принять подобную
трактовку, то индийского Индру легко будет соотнести с греческим титаном
Атласом, поддерживающим небо в далеком краю гиперборейцев.
Согласно Ригведе день и ночь богов длятся по шесть месяцев. Это же
подтверждается и таким авторитетным источником, как «Законы Ману»: «У богов
день и ночь – человеческий год, разделенный надвое: день – период движения
солнца к северу, ночь – период движения к югу». Тексты «Тайттирийя
Брахмана» вторят сказанному: «Год – это всего лишь день богов», что полностью
соответствует данным авестийского «Видевдата», говорящего: «Что они считают
днем, то есть год».
Во многих
ведийских текстах неоднократно восхваляется богиня зари Ушас, имя которой
упоминается более трехсот раз
Многие фрагменты
Ригведы рассказывают о долгой ночи, окончания которой ждали и люди и боги. В
«Тайттирийя Самхита» есть воззвание к ночи: «О Читравасу (ночь), дай мне
достичь твоего окончания». Далее в этом тексте говорится: «Читравасу – это ночь
древних времен, когда жрецы-брахманы боялись, что за ночью не наступит заря».
Что же это была за ночь, что даже ведийские жрецы-брахманы молили богов
избавить их от продолжительного мрака? Наверняка, продолжительная и утомляющая,
то есть арктическая ночь, длящаяся несколько месяцев. Вот почему большая часть
молитв жрецов обращена к Индре, который должен уничтожить демонов, скрывающихся
в долгой и страшной тьме. Воздавая хвалу этому божеству, ведийские барды
говорили: «Индра разыскал Солнце, сокрытое во мраке».
О движении самого
Солнца в Ригведе (Х, 138,3) сказано то, что оно распрягает «своих коней» в
середине неба – явление, опять же возможное только на полюсе во время летнего
солнцестояния, когда светоч дня «зависает» в одном месте небесной сферы, словно
давая возможность отдохнуть «своим уставшим коням». О длительности арктического
дня можно судить, исходя также из многочисленных пассажей, описывающих
деятельность жрецов-Ангирасов, в обязанности которых входила служба в течение
десяти месяцев света.
В ведийской литературе есть точные указания на продолжительность ежегодных
саттр – церемоний жертвоприношения. Из данных Ригведы ясно, что ранее годовая
саттра завершалась в десять месяцев, тогда как ныне она длится двенадцать
месяцев, то есть весь год. В самом древнем тексте, описывающем жертвоприношения,
«Тайттирийя Брахмане» говорится, что саттру можно завершить и в десять и в
двенадцать месяцев, по выбору того, кто приносит жертву. О десяти же месяцах
сказано, что так было принято лишь в незапамятные времена. Из этого следует,
что саттра в пору существования цивилизации арктических ариев длилась столько,
сколько длился арктический день, включая две тридцатидневные зари и сумерки.
Но не только
древнеиндийский, а и древнеримский год состоял из десяти месяцев, которые
назывались по их порядковому номеру, и лишь в более поздние времена были
заменены на двенадцать месяцев и переименованы в честь богов и цезарей. И все
же названия «сентябрь», «октябрь», «ноябрь» и «декабрь» (с седьмого по десятый
месяцы) древнеримского года остались без изменений. Легендарный царь Древнего
Рима Нума Помпилий добавил к десятимесячному календарному году два
дополнительных месяца – «януарий», назвав его так в честь бога всех начал
Януса, и «фебруарий» (буквально «месяц огней»), когда люди в ожидании
наступления нового года зажигали костры, на которых сжигали все старое,
отжившее и ненужное.
В других ведийских
гимнах говорится о Солнце, которое подобно младенцу возрастает в утробе матери
десять месяцев, а потом бывает потеряно, и найденное через два месяца оно вновь
возвращается матери зарей – что опять же свидетельствует в пользу «полярной
теории». По данному поводу уже упоминаемый ранее, индийский исследователь
ведийских текстов Бал Тилак излагает следующее: «Полярная теория бросает
свет на эти древние традиции, на реликты того периода, когда предки обеих этих
рас жили вместе в циркумполярной области. Эти два «лишних» месяца были временем
долгой ночи... Переселившиеся на юг люди просто их добавили к прежнему году».
Помимо описаний длительных зорь,
полярных дней и ночей, священные книги брахманов содержат ряд других сведений,
подтверждающих теорию северного происхождения ариев. Например, в
древнеиндийском эпосе Махабхарата так же, как и в Авесте, говорится о великой
горной гряде, протянувшейся по всей северной окраине мира. Над этой грядой
возвышается обитель бессмертных богов
– гора Меру, «неизмеримо высокая, невиданная нигде в мирах». Прямо над горой, в
центре Мироздания, Творец неподвижно укрепил Полярную звезду, вокруг которой
движутся созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса.
Оба литературных памятника содержат информацию о полярных днях и ночах, и даже
о северном сиянии, названном в Махабхарате апсарами – «блистающими водяницами,
рожденными радугой», а в Авесте – «самостоятельными светами», небесными
пламенеющими огнями. Сутки здесь длятся год: полгода – день, полгода – ночь.
Это чудесная страна, где живут сильные и красивые люди, приручившие огонь,
овладевшие искусством земледелия и скотоводства, «благоуханные... смелые мужи,
удаленные от всякого зла... к чести-бесчестью равнодушные, дивные видом,
преисполненные жизненной силой».
Таким образом, многочисленное сходство явлений, описанных в индийской и
иранской литературе, как и единое происхождение этих источников, не вызывает
сомнений. Они ценны не только в качестве древнейшего религиозного памятника, но
и как достоверные исторические материалы. Опираясь на свидетельства Авесты и
Вед, располагая данными современной геологии и археологии, мы с полной
уверенностью можем еще раз сказать о том, что предки индусов, так же как и
иранцев, имели общее происхождение и общую северную прародину. |